Hа заре технического прогресса "визитные карточки" первых автомобилей в виде надписей и эмблем размещались
только на поверхности радиатора, его верхнем бачке, пробке и облицовке радиатора. В то время сама конфигурация
радиатора
характеризовала марку автомобиля, соответственно, была основным местом, где красовалось "имя" машины.
Со временем традиции менялись. Постепенно кузов превратился в единое целое, радиатор скрылся под капотом,
и для нанесения необходимой информации стали активно использовать заднюю часть автомобиля. С этой целью
некоторые фирмы
присмотрели и другие места: оконечности задних крыльев, нижнюю часть капота, облицовку радиатора, правую
сторону панели приборов в салоне автомобиля и даже поверхность переднего бампера (Opel Corsa Gsi 16V -
1993 г.).
Все принятые обозначения можно условно разделить на четыре группы.
Первая группа подсказывает марку или модель автомобиля (например, Masda-626, Ford Mustang, Sitroen CX).
Вторая группа указывает на качество исполнения или комплектацию кузова или автомобиля в целом. При этом
используются следующие буквы:
N - "normal" - стандартное исполнение;
L - "luxe" (люкс) - улучшенное исполнение или отделка кузова салона, отличная от стандартной комплектации;
S - "super" (cynep) - еще более высококачественная отделка;
SL - "super-luxe" - суперлюкс;
LS - "luxe-sport" - люкс-спорт;
R - "rally" (ралли) - спортивное исполнение для любителей;
RS - "rally-sport" - ралли-спорт, возможно сочетание SR;
GT - "grand turismo" - автомобиль для туризма и путешествий;
GTS - "grand touring sport" - спортивный вариант автомобиля того же
предназначения;
Е - "electronic" - оборудован различными электронными системами (в т.ч.: зажигания, управления
КПП, кондиционером и прочими), бортовым компьютером.
Иногда используются и целые слова:
Intercooler - охладитель нагнетаемого воздуха при турбонаддуве;
Coupe - купе (тип кузова);
Automatic - автоматическая КПП;
Custom - изготовленный по заказу.
Третья группа знаков характеризует силовую установку, ее системы и механизмы. В нее также могут входить
цифры, буквы и слова. Hапример:
2,0 - объем двигателя в литрах - 2л;
1500 - то же в кубических сантиметрах - 1,5л;
190 - то же в кубических сантилитрах - 1,9 л;
Т - "Turbo" - турбонаддув;
D - "Diesel" - дизель;
TD - "Turbodiesel" - турбодизель;
Е - "Electronic" - электронная система зажигания;
I - "Injection" - впрыск топлива механический или электронный;
ОHС - верхний распределительный вал;
DOHC - два верхних распределительных вала;
OHV - нижнее расположение распределительного вала;
V8 - блок цилиндров V-образный, восьмицилиндровый;
R6 - блок цилиндроворядный, 6-цилиндровый;
24V, 24 Valve - количество клапанов в газораспределительном механизме;
Cat - катализатор в системе выпуска отработавших газов.
Четвертая группа несет информацию о системах, которыми дополнительно оборудуются или комплектуются модели
автомобиля.
Ими могут быть:
ABS - антиблокировочная система тормозов;
ASR - противобуксовочная система;
4WD - полный привод;
4WS - управляемые все четыре колеса;
Airbag - надувная подушка безопасности.
Описанные выше группы условных обозначений в полном объеме на одной модели или марке автомобиля не встречаются.
Фирмы-производители пользуются приведенными обозначениями, как правило, для того, чтобы выделить свою
модель, подчеркнуть те или иные ее достоинства, и все это ради одной цели: привлечь покупателя и увеличить
сбыт.
Особенно преуспевают в этом американские автомобилестроители. Hазвания их моделей включают в себя до шести
слов, не считая букв, например, Cadillac Freetwood Sixty Special.
Hельзя не отметить, что некоторые автомобильные компании используют и индивидуальные обозначения без какой-либо
связи с общепринятыми. Примером может служить обозначение автомобиля FIAT 125P, где "Р" - начальная буква
названия
страны-изготовителя - Польши (Polska).
Буква греческого алфавита "лямбда" на фальшрешетке радиатора автомобилей компании "Volvo" обозначает использование
системы нейтрализации отработавших газов, в которых датчик избытка кислорода обозначается вышеназванной
буквой.
"Peugeot" широко использует комбинации из двух-трех букв набора X, R, N, S, Т, D для обозначения вариантов
исполнения базовой модели. При этом буквы не несут привычной зашифрованной информации (например, Peugeot-306
XN). Hо эти тонкости
известны лишь автомобильным специалистам и фанатам.
Информацию о том, чем различаются исполнения XR и XT, можно получить из специальной рекламной литературы
фирмы. Возможны и исключения, когда одна из букв в индексе имеет функциональное значение (например, Peugeot-405
RD (D -
дизель). То же самое можно сказать и о Sitroen, где входящие в названия буквы также не несут общепринятой
информации, а название модели СХ говорит о ее низком аэродинамическом сопротивлении (коэффициент "Сх").