ПредИСТОРИЯ.
Как-то раз (банальное начало любого рассаказа
) - весной 2003 года "Дед" Слава предложил съездить на реку Пихца, что течёт в Нанайском районе ХК. Цель поездки - рыбалка и проезд по местам путешествий В.К. Арсеньева, прошедшего с низу реки до верховьев в 1927 году. Мы шли с верховьев Пихцы (со стороны Мухена). Наш маршрут во многом повторял маршрут Арсеньева, описаный в книге "Сквозь тайгу", глава "Тигровая река".
В общем, дело было ТАК.
Задумал я проехать в очередной раз по Пихце. Самому прокатиться, поискать следы Экспедиции 1927 года, порыбачить, с друзьями водочки попить... Сборы сделал ЗАДОЛГО...
Обзвонил заинтересованных лиц, наметил маршрут и т.д. Со мной собирались ехать ЧЕТЫРЕ машины. Зная статистику, закладываюсь на ДВЕ. И, как секретное оружие - выезд за ДЕНЬ до запланированной даты
За неделю до отъезда сдулась первая машина, за три дня отказалась вторая, остался ВасильИваныч, который в день ПЕРЕД отъездом попадает в ДТП (вторая машина умерла), я ЕДУ ОДИН! И в НАЗНАЧЕННЫЙ день!
Легализация поездки. Начал, как водится, с компетентных органов
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
. Звонок в Природоохрану результата не принёс, отослали в дирекцию Анюйского парка. Звоню в Троицкое. В телефонном разговоре Самарин (директор) пообещал выписать разрешение на нахождение в Парке при личной встрече. Я валяюсь под машиной, за разрешением отправляется АдвакаД. Вернулся ни с чем
![Sad :(](./images/smilies/icon_sad.gif)
Я опять обзваниваю компетентных ЛЮДЕЙ, пишу Официальное ПИСЬМО в дерекцию парка,.... В общем, на моём письме появляется резолюция. И всё ЭТО в четверг вечером, в день ПРЕДПОЛОГАЕМОГО выезда. В устной форме
![Wink :wink:](./images/smilies/icon_wink.gif)
Самарил пообещал СПЕЦИАЛЬНО никаких шагов по поимке нарушителей НЕ предпринимать, сообщил, что в тех районах работает бригада лесничих и Природоохранная прокуратура. Причём на просьбу показать мне документы по Парку и карту, сослался на "документы в конторе", карта была напечатана на листе бумаги, размером с пачку Беломора, в буквальном смысле.
Отступать поздно. Поездка запланирована, надо ехать.
Долго искал штурмана, нашёл сразу ДВУХ! Игорь и Женя, скромные такие, обещали много работать, мало есть, греть ночью, не храпеть, ну и много чего ещё.
Собрал Крокодила, упаковались, выехали в пятницу, перед обедом. До Сидиминской АЗС долетели, хотели добить бак и залить канистру - ОБЛОМ! Нет электричества. Едим в Мухен. Штурмана отработали, залились все ёмкости под жвак (с КАМАЗа).
Стартуем в сторону Пихцы. Дорожка знакомая, едим не спешно, в режиме прогулки. Перекусили на ручейке-свороте к перевалу.
Прошли первые километры, время к вечеру, и ТУТ НАЧАЛОСЬ!
![Shocked :shock:](./images/smilies/icon_eek.gif)
Перед нами по дорожке прошёл ГАЗ 66. Колея не то, что очень глубокая, просто раскисше-расколбашенная, среднее количество валунов и брёвен. Шли ходом, в принципе не плохо. В одной из засад, наскочил на валун сантиметров сорок в высоту, за ним в колее лежал ещё крупнее, Выходя из колеи срезало сосок, при лебежении в бок сорвал покрышку. Вытащили Хайджек, переставили запаску, решили накачать разувшееся колесо. Женя срезал остатки соска, я выдал новый. При попытке установить его на место сосок падает В КОЛЕСО! одна сторона сорвана, вторая сидит плотно. Вы видели обезьяну, достающую пригоршню ништяков из кувшина с узким горлом? Тут два штурмана пытались найти чёрный сосок в чёрном колесе 37", на 10" диске и достать его! Через какое-то время упорство Игоря с Женей победило обезьяну. Сосок вставлен, колесо с остатками грязи внутри накачано и поставлено на заднюю дверь. Едем дальше. Вечереет, и очень быстро. При проезде ходом (очень ходом) одной из засад в переднем мосту еле слышется щелчок, и я не могу повернуть руль. Переднее левое колесо тоже не крутится. С помощью лебёдки, задней блокировки (толканье назад было возможно) переставляем машину из колеи на сухое. Разбираем спальник, готовим ужин. НОЧЬ. ВСЕМ СПАТЬ!
Утро. СНЕГ!!!
Утро второго дня началось, как водится с приёма кофе и заглатывания пищи. В перемешку с жеванием делились ощущениями после ночёвки в ограниченном пространстве (1,4х1,9х0,9). Выспались все.
Начинаем разбирать левый поворотный кулак переднего моста. Судя по подклинившему хабу - проблемы с ШРУСом. Вскрытие подтвердило диагноз. Граната "взорвалась", осколками досталось полуосевому подшипнику, бронзовой втулке, внутренней поверхности кулака. Фатальных повреждений не наблюдалось. Полез в закрома, достал ещё одну гранату, кольцо стопорное, сальники-подшипники. Штурманский коллектив занимался подготовкой-зачисткой, я - какнастоящий пилот руководил процессом и выполнял ответственные работы. В один из таких ответственных моментов беру в руки полуось и пытаюсь вставить в "гранату". После безуспешных попыток приходит мысль "А ГРАНАТА НЕ ТОЙ СИСТЕМЫ!
![Shocked :shock:](./images/smilies/icon_eek.gif)
!!! Сафарёвская железка ОЧЕНЬ похожа, шлицы разные
![Crying or Very sad :cry:](./images/smilies/icon_cry.gif)
Рука мееедленно тянется к спутниковому телефону. Прикидываю: вызываю помощь, приезжает железка, день сборки, потом куда ехать? В спешке опять тыкаю полуось, перевернув конец... ВХОДИТ!!! и выыхооодит! Кардон на Пихце сразу стал ближе на двое суток
Окончательная сборка железа и шмурдяка, и выглянувшее солнышко проводило нас в дорогу по перевалам.
Спускаемся по ставшей как будто полегче дороге, осматриваем достопримечательности: Табличка на дереве "Заказник Пихца"; двое парней, уныло бредущих в Мухен за запчастями на ГАЗ66 (мы им дали напится воды сладенькой); останки каким-то чудом доехавшей в эти края "инвалидки"; домик на волокуше; разваленый мостик через Пихцу; ГАЗ66, раскорячившийся в колее, с задним колесом, висящем на остатках полуоси. "Здравствуйте, местные жители!" Парни уютно расположили костерок в валунах возле дорги, угостили нас чаем с мёдом, вареньем и сахаром. Распросив о своих товарищах, сделали вывод, что сидеть им ещё суток трое... Рассказали про инспекторов, выписывающих протоколы за нахождение в ООПТ, а сами стреляют живность, ими же самими и охраняемую. Как говорится "что охраняем, то и имеем". Был рассказ про рыбалку на удочку - за полтора часа 8 кг белорыбицы. Я понимаю, назвали хариуса этим прозвищем, но ленок-то у нас из семейства кетовых! Местные, - что с них взьмёшь?!
Пораспросили мы про дальнейшую дорогу, про другие пути-дорожки на Пихце и двинули дальше, к зимовью на Голе, не ночевать же опять в машине, если есть возможность обосноваться под крышей.
Прибыли на место, дом и в правду шикарный! Рядом речка, печка в доме, топчан огрооомный, стол-скамьи, матрасы, окна на петлях, со стёклами... В общем, живи и радуйся! Женя решил нас порадовать кортошкой жареной, под лёгкие закуски и водочку, что мы вскоре и откушали. Насытившись, отошли ко сну 8), чтобы завтра встретить ТРЕТИЙ ДЕНЬ экспедиции.
Утро. СНЕГА НЕТ!
Зато еть лёд на лобовом стекле.
Встали не поздно, вокруг ТИШИНА!!! Стаканчик кофе, сборы в дорогу. После опроса экипажа относительно сроков поездки, выясняется, что я поехал ДО среды, Женя до ВТОРНИКА, у Игоря крайний срок приезда ПОНЕДЕЛЬНИК УТРО :shock: Исходя из сложившихся реалий, нажимаю на педаль газа... Прыгая по валунам-пням, пореодолеваем первые километры. Прошли первую развилку, ориентируясь по солнцу и наладоннику Игоря. Упёрлись в марь имени АдвакаДа. Потеряны два часа. Разворачиваем бук, ориентируемся по картам...
Ориентация только направления, дорога местами угадывается только по дорожке из полыни. В прошлом году прихватили на машину семян и разнесли по всей трассе, в этом году видим плоды :) Дорогу вспоминаю отрывками, - там на пень наскочили, здесь стояли, обедали, за тем поворотом ручей... время поджимает, решили биться до упора в кардон.
На одном из подъездов к реке нашли лагерь браконьеров :?: :!: , с ведущей к нему колеёй Шишиги. На берегу ОСНОВАТЕЛЬНЫЕ металлические конструкции, загоняющие кету в коридор, ведущий на бойню. В конце пути рыбе вспарывали брюхо :shock:
Причём машиной для уничтожения пользуются не один год, наверняка инспекция об ЭТОМ знает :roll: Если сопоставить станок для вылова рыбы с рассазами "браконьеров" о тушах животных, стыдливо прикрытых "инспекторами" на зимовье у Голы, поневоле задумаешься... :no-no:
Ранний закат, и всё вокруг стало ДРУГИМ! :shock: Ориентироваться в лесу при свете даже хороших фар - та ещё веселуха. пару раз путали направления, возвращались и шли в объезд. Об валун загнули подножку так, что заклинило водительскую дверь, пришлось ходить через штурманскую. На нижнем складе у Тигровой скалы потеряли направление, упёрлись в завалы. Иду топтать грунт, вспоминаю дорожку-пролаз, ФИГАЧУ!!! :twisted: Выехал на ровное, поджидаю штурманов. Приходит Игорь, через довольно продолжительное время Женя. Вид у него того... Оказывается Кркодил, пролетая мимо него, преломил колесом лесину, конец которой угодил нашему герою в висок. Шапка смягчила удар, но Женька вырубился, как после накаута. В результате - лёгкое сотрясение мозга (есть, чему трястись). Упаковываемся в машину, фигачим дале. На подъезде к кардону, выскочив в поворот влетели рессорой на ПНИЩЕ. Пожужжали колёсиками - НИКАК. Решение одно - приподнимать морду, задним ходом соскакивать с "якоря". ХайДжек вышел почти до самого верха! При соскоке отломился не очень важный кусок механизма, зато Крокодил опять свободен!
Последний рывок по колее и мы у цели. Но где встречающая делегация, или хотя бы машины жыперов :| ? ПУСТО!!! :?
Лишь в сторожке нашли два тела - БОРЯНА и аборигена Алексея, в дуплину пьяного. Борька, проснувшись, спросил "Выпить есть?" Нашлось: шкалик Кедровой, треть Зелёной марки 0,7; 0,75 Камю. Всё употреблено в тело, под разговор с Боряном. Догадываетесь, о чём был разговор?
![:wink:](https://cdn.jsdelivr.net/gh/s9e/emoji-assets-twemoji@11.2/dist/svgz/1f609.svgz)
О его замечательнейшей мафынке, его таланте вездепроходца, и о великолепнейшей электрической лебёдке (заводской винч), что в купе позволило ему ПОЧТИ доехать до Кабаньего ручья. И немного про инспекторов, жиперах, нерыбалке, трелёвщиках, трёп про-всё-подряд.
"Вы только до меня доедьте, а дальше я вас дотащу!" - были его крайние слова перед сном.
Загасили свет. ОТБОЙ!
УТРО следующего дня было пасмурным.
ДОМОЙ! Отзвонились со спутника, что живы-здоровы, собрали пожитки, оставив на кордоне не нужные продукты и ДВИНУЛИ!
Первые метры прошли, впереди колея, свежеразрытая трелёвщиком, прошедшим ТАМ не один раз :evil: Перепрыгнуть через сам ручей оказалось самым лёгким участком маршрута. Дальше НАЧАЛОСЬ! Колея глубиной пол-метра и больше, валуны под водой, брёвна в колее и всякие прелести бездороги. Если бы не два штурмана и механическая лебёдка, неизвестно, чем бы кончилось путешествие. На лебёдки прошли больше километра, масло кипело (темпер кипения 280 градусов). Агрегат отработал по полной программе. Иногда удовалось отдубасить пару-сотню метров своим ходом. Дошли до Прадика Боряна, дальше был АСФАЛЬТ!
Тормознули на Харе, покрутили гайки, я слегка отравнял гнутую рулевую тягу, помыли стёкла :roll: ПОЕХАЛИ!!!
По дороге отвалилась подножка, пережившая не одну атаку валунами и пнями, оставили её у дороги.
Дома были под вечер.
Отдых удался
КОНЕЦ очередного путешествия.
Потери-поломки: сотрясение мозга; поломанный шрус; потерянная подножка; отломан кусочек механизма Джека; погнута рулевая тяга; поломка ручки бензопилы; срезан сосок, разбортированное колесо; забиты-помяты элементы защиты.
Послесловие.
Маршрут, пройденный нами не раз, каждый раз по-своему интересен и в разной степени труден. Я УВЕРЕН, поехали не в последний раз, не смотря на разногласия с руководством Анюйского Национального Парка. Готовим новый маршрут в знакомо-незнакомые места.
МВ.