Южное кольцо Сихотэ-Алиня или 2050 км дорогами экспедиции В. К. Арсеньева 1906 года.
История эта началась давно. Осенью прошлого 2012 года на форуме АТВ клуба «в личку» пришло письмо. Алексей писал, что он из Владивостока, что увлекся квадрами, что интересны путешествия, что читал о наших поездках… Моя командировка во Владивосток «нарисовалась» неожиданно и как раз через неделю после этого послания. Позвонил, договорились встретиться.
Порывистый ветер нес вдоль бухты Золотой Рог заряды снега вперемешку с брызгами соленой воды. По главной улице Владивостока Светланской, как и сотню лет назад кутаясь в воротники, прячась под зонтами и заталкивая свободные руки поглубже в карманы спешили штатские и с легким презрением к погоде и виду гражданских, слегка пригнув головы навстречу порывам ветра и придерживая руками одетые уже явно не по сезону фуражки шли морские офицеры… Затянув капюшон «гортексной» куртки, забросив за спину рюкзачок с ноутбуком и натянув на руки перчатки «windblock» я спешил на встречу с Алексеем, назначенную в пивном ресторане на углу Посьетской и 1-ой Морской. Ресторан встретил, теплом, запахами еды и вниманием официанток к моей скромной персоне ввиду практически полного отсутствия посетителей в этот неурочный для заведения час. Только недалеко за столиком гуляла компания таможенников в форме, непонятно - то ли задержав партию контрабанды, то ли наоборот пропустив. Портовый город, однако. Алексей задерживался в бесконечных Владивостокских пробках, а я жевал необычайно вкусную селедку с луком и думал…
Сто семь лет русской истории… Что изменилось за это время на Дальнем Востоке? Как много и как мало одновременно… Также стоят на Светланской во Владивостоке и на Муравьева-Амурского в Хабаровске торговые дома Кунста и Альберса и кстати продолжают торговать, также бьются в парапеты набережных волны Амурского залива Японского моря и великой реки Амур, также придерживают на ветру фуражки офицеры пограничной стражи и военно-морского флота и также китайцы бойко торгуют едой и ширпотребом. Разве что, перекинулись через вечные водные пространства в обоих городах огромные, созданные руками человека мосты, да вместо немногочисленных конных повозок на улицах Дальневосточных городов выстроились нескончаемые очереди авто. Ну, пожалуй тайга стала не такой глухой и безлюдной и вместо проводников удэгейцев теперь прекрасно работает спутниковая система навигации. Но главное, неизменное и прекрасное в том, что людей все также манят к себе тайга, море и жажда познания и приключений. Именно поэтому, мы, как и сотню лет назад отправляемся в путешествия.
![0_726a1_c865bb53_XL.jpeg (51.29 КБ) 704 просмотра 0_726a1_c865bb53_XL.jpeg](./download/file.php?id=98113&t=1&sid=4f611607d1370ee395e051195b417759)
Нет, на самом деле все началось гораздо раньше… В конце зимы 1906 года штабс-капитан Владимир Арсеньев сидел в кабинете генерал-губернатора и командующего войсками Приамурского военного округа генерал-лейтенанта Павла Федоровича Унтербергера в Хабаровске. Лично знакомы они были уже давно и это только способствовало взаимопониманию. Также на совещании присутствовал начальник штаба округа генерал-лейтенант Петр Константинович Рутковский. Владимир Клавдиевич говорил о нуждах предстоящей экспедиции, а Павел Федорович ставил все новые и новые задачи перед Арсеньевым. Обладая в свои 64 года, практически не ограниченной военной и гражданской властью и возможностями в регионе, генерал-губернатор старался как можно больше узнать об огромной, покрытой непроходимой тайгой территории, которую необходимо было в кратчайшие сроки изучить, освоить и защитить от нападения соседей. Особо остро эти вопросы встали после поражения России в войне с Японией и активной реформой Столыпина, в результате которой в Приамурский край начали ежегодно прибывать несколько десятков тысяч крестьян из центральной России. Павел Федорович, как никто другой понимал, как мало властям известно о состоянии дел на подвластной им территории, как беззащитна эта земля от нападения со стороны Японии, сколь спокойно чувствуют себя на ней браконьеры, контрабандисты и спекулянты из Китая, а потому старался быстро и качественно решить вопросы по обеспечению экспедиции, ибо значение ей придавалось огромное. Эта встреча и определила судьбу будущего проекта. Арсеньев получил удивительные по тем временам права – выбора из всех частей округа по своему усмотрению и согласованию с командирами нижних чинов для предстоящей экспедиции, поддержку флота (из Владивостока пара миноносцев отправилась на подготовку продовольственных баз для участников похода). Для перевозки лошадей и имущества экспедиции был выделен отдельный вагон поезда Хабаровск-Владивосток и еще один для перевозки участников. Экспедицию укомплектовали снаряжением, оружием и боеприпасами, продуктами, оборудованием и картами побережья. По согласованию с командующим Петр Константинович Рутковский, передав дела своему заместителю, также готовился пройти первую часть маршрута с Арсеньевым. Задачи ставились более чем конкретные:
• Описание территории в обще географическом, биолого-ботаническом и этнографическом плане.
• Составление основ для топо карт, съемка местности.
• Описание имеющегося жилья, вплоть до отдельных фанз и перепись населения.
• Оценка военной опасности и анализ местности с точки зрения перспективы ведения боевых действий и возможного продвижения противника от побережья вглубь территории.
• Анализ и определения мест для возможного строительства деревень и заселения территории переселенцами.
• Анализ масштабов китайской контрабанды и браконьерства на территории.
Понятно, что в то время об этих задачах доподлинно знали лишь эти трое. Для остальных же это была «историко-географическая экспедиция». Непосредственная подготовка заняла около двух месяцев и «14 мая все было готово, 15-го числа была отправлена по железной дороге команда с лошадьми, а 16-го выехали из Хабаровска и все остальные участники экспедиции.» (В.К. Арсеньев «В дебрях Уссурийской тайги» глава 7)…
… Алексей удивил меня своим азартом и интересом к предстоящему маршруту. Сразу после знакомства, прямо за столиком ресторана он начал выкладывать схемы, карты, какие-то расчеты и распечатки, маркеры и карандаши. Одним словом разговор оказался более чем предметным. Уже тогда у него был готов примерный план нашего предстоящего путешествия по маршруту Арсеньева. Впереди было достаточно времени на изучение обширного исторического и художественного материала связанного с этим походом по Дальневосточной тайге. Эта встреча стала началом проекта.
Как обычно, нас собиралось гораздо больше, чем собралось в итоге. И если экспедиция 1906 года насчитывала более 20 человек, то нас на старте в Хабаровске стояло 9 единиц техники и 10 участников плюс один квадроцикл с владельцем во Владивостоке. Но на весь маршрут собирались 7 квадров, вездеход Хищник и 10 человек. У нас, в отличии от Владимира Клавдиевича в походе участвовала одна женщина. Татьяна по плану должна была присоединиться к нам в Дальнегорске и пройти окончание маршрута пассажиром у меня на Поларисе. Поскольку нам никто не собирался выделять отдельный вагон для перевозки наших «коней» до Шмаковки, стартовать мы собирались своим ходом.