Логотип
1 1 1 1 1
Россия собирается простить Северной Корее $11 млрд, которая страна задолжала еще СССР. Об этом сообщил источник, близкий к Минфину.



В конце августа в СМИ проходила совершенно иная информация в связи с готовящимся визитом главы КНДР Ким Чен Ира на Дальний Восток и Сибирь. В ходе одного из российско-северокорейских мероприятий замминистра финансов России Сергей Сторчак отметил, что проблема долга требует решения сразу нескольких сложных вопросов: признания России как правопреемницы СССР, конвертации советских рублей в доллары и т.д.

Почему-то общественность восприняла эти слова как доказательство того, что двадцатилетние переговоры о возврате задолженности близки к завершению. Однако, как сообщил «Известиям» источник, российская сторона может списать долг КНДР. Переговоры об этом - после трехлетнего перерыва - возобновились в июне 2011 г., с российской стороны в консультациях участвовали Внешэконобанк, Минфин, некоторые другие ведомства.

Собеседник «Известий» пояснил, что предложение по списанию долга возникло по нескольким причинам.

Во-первых, КНДР неплатежеспособна, взять с нее нечего. Более того, Россия постоянно оказывает безвозмездную помощь продовольствием и топливом. Например, только в августе-сентябре текущего года Россия в порядке гуманитарной помощи поставит Пхеньяну порядка 50 тыс. тонн пшеницы. Нужно отметить, что помимо России, Северная Корея должна еще десятку стран, и долг этот также исчисляется миллиардами долларов.

Во-вторых, огромный долг мешает налаживанию экономических связей между Россией и КНДР, а у нашей страны большие планы по части совместных проектов.

В-третьих, все прежние попытки договориться (в том числе, Россия пыталась привлечь Северную Корею к переговорам в рамках Парижского клуба кредиторов) провалились. КНДР из политических соображений игнорирует все международные структуры, соглашаясь контактировать исключительно с нашей страной, как основным кредитором. При этом корейцы раньше не соглашались возвращать никакую, даже весьма малую часть долга деньгами и настаивали на его полном списании.

На этот раз, как сообщил источник «Известий», российская сторона предложила схему, по которой 90% долга списывается, а оставшиеся 10% должны быть использованы для реализации совместных проектов на территории Северной Кореи. На эту схему, по словам источника, корейская сторона предварительно согласилась.

Официально в Минфине во вторник эту информацию не подтвердили.

- Консультации по урегулированию задолженности возобновились, но решение пока не принято, - отметили в ведомстве.

Тем не менее, эксперты не сомневаются, что такой вариант устроил бы всех.

- Аналогичная проблема была успешно решена практически со всеми должниками, - говорит ответственный секретарь Центра исследования проблем азиатского и тихоокеанского региона Института мировой экономики международных отношений РАН Александр Федоровский. - Например, Вьетнаму часть долга мы списали, часть перевели в инвестиции, какую-то часть страна выплачивает нам товарами, услугами. Можно было бы раньше найти компромисс и с Кореей, но все упирается в негибкую позицию страны и архаичность ее экономической системы.

Другие должники оказались расторопнее и получили индульгенции по не менее внушительным, чем северокорейский, кредитам в обмен на расширение участия России в экономической системе своих стран. Так, в 2008 году от большей части долговых обязательств ($12 млрд из $12,9) благополучно избавился Ирак, допустив на свой рынок крупных российских инвесторов. То же произошло и с Сирией, которая взамен заключила с Россией выгодные контракты в военно-промышленном и нефтегазовом секторах. Прощены были Афганистан и Монголия, Эфиопия и Ливия, а также беднейшие африканские страны.

Как пояснил Александр Федоровский, в последнее время КНДР тоже пытается «выйти из скорлупы» и начать экономическое взаимодействие с соседями, прежде всего, с Китаем и с Россией. Но попытки эти пока нельзя назвать устойчивой тенденцией. По мнению эксперта, списание долгов Северной Корее - акт в большей степени политический, нежели экономический. Ресурсов или разработок, которые могли бы заинтересовать Россию, в КНДР нет. А непредсказуемость внешней политики и подверженность вспышкам гнева по отношению к Южной Корее, нередко заканчивающаяся стычками, делает коммунистическую республику мало пригодной для совместных проектов.

- Списание госкредитов - это история больше о снижении международных рисков, чем о невозможности получить доходы, - считает главный экономист УК «Финам» Александр Осин. - Нужны ли сейчас Китаю итальянские облигации? А Франции или Германии

- греческие? Речь идет о выравнивании международных рисков, которые в случае чего в равной степени затронут всех.

Но на этот раз, похоже, процесс урегулирования задолженности близок к завершению. По словам нашего источника, необходимые соглашения могут быть подписаны до конца этого года. Мария Сарычева, izvestia.ru
Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках